Смежная профессия


Национальная Инва-Академия и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, а также Государственное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский центр социальной помощи семье и детям» подготовили специализированную брошюру: «СМЕЖНАЯ ПРОФЕССИЯ» - Обучение родителей детей-инвалидов смежным профессиям с возможностью работы в домашних условиях. В сборнике представлен опыт работы специализированных учреждений Республики Адыгея и Национальной Инва-Академии искусств и социальной реабилитации подрастающего поколения по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания. Данный материал адресован специалистам, работающим в области социальной помощи семье и детям, а также родителям детей-инвалидов.

Национальная Инва-Академия искусств и социальной реабилитации подрастающего поколения

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Министерство труда и социального развития Республики Адыгея

Государственное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский центр социальной помощи семье и детям»

 

«СМЕЖНАЯ ПРОФЕССИЯ»

Обучение родителей детей-инвалидов смежным профессиям с возможностью работы в домашних условиях

 

Республика Адыгея, 2017 г.

Авторы-составители:

В сборнике представлен опыт работы Государственного учреждения Республики Адыгея «Красногвардейский центр социальной помощи семье и детям» по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания.

Данный материал адресован специалистам, работающим в области социальной помощи семье и детям, а также родителям детей-инвалидов.

Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения около одной десятой части населения земного шара – инвалиды. 170 миллионов – это дети в возрасте до 16 лет. Отмечена тенденция роста инвалидов, в том числе детей и молодежи. Чтобы остановить этот негативный процесс международная общественность и в первую очередь такие известные и влиятельные организации, как ООН, Совет Европы, Евросоюз  почти ежегодно  принимают документы, в том числе правового характера, регулирующие  отношения общества с инвалидами, их положение, статус, перспективы. Среди важнейших международных документов последних лет – Конвенция ООН « О правах инвалидов» 2006 года, подписанная нашей страной в 2008 году.

В России проживает около 700 тысяч детей-инвалидов. Но данная статистика подвергается практически всеми специалистами сомнению. Инвалидов у нас значительно больше, а тенденция роста опережает среднестатистические мировые показатели. Основные причины: нарушение экологии в масштабах планеты, распространение вирусов, токсичных препаратов. В ряде регионов данные причины дополняются низким уровнем медицинского обслуживания населения, отсутствием реабилитационной базы.

Поэтому одной из важнейших задач нашего времени является реабилитация инвалидов и раннее предупреждение инвалидности.

В современных условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь России претерпела и продолжает претерпевать коренные изменения, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Среди всех направлений важнейшим является грантовая политика государства и предоставление грантов под целевые программы и проекты, дающие возможность оказания конкретной помощи в решении проблем тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, и среди них, конечно, инвалидам.

В данной брошюре представлены материалы работы Инва-Академии в республиках  Адыгея и Крым, а также Севастополе в период с сентября 2016 по февраль 2017 гг.

В соответствии с Календарным планом в этот период должна быть проведена:

- Организация работы  Межрегиональной базовой инновационной площадки в Краснодаре;

- организация работы консультационного пункта по основным направлениям социальной, социокультурной реабилитации детей-инвалидов, на базовой инновационной площадке. Инновационно-методическая работа базовой инновационной площадки.

(Организация работы с педагогами, психологами, специалистами с  участием молодых людей с ОВЗ, детей-инвалидов и их родителей).

- Проведены  выездные инновационные экспедиции из Москвы (Национальная Инва-Академия) и Краснодара (Научно-реабилитационный центр, Инва-Студия КГУКИ):

-в Крым, в том числе в национальные диаспоры (Симферополь, Севастополь);

- в Краснодарский край;

- Чеченскую республику;

- в республику Адыгея;

- в Московскую область (г. Видное).

- Обучены специалисты, проведена работа с детьми на местах в регионах.

-  Организованы и проведены  мастер-классы  и выставки.

- Подготовлены  и проведены  выставки художественного творчества детей социально-реабилитационных центров, на которых была осуществлена работа инновационных экспедиций.

Работа в республике Адыгея

Краткая характеристика положения  семей с детьми-инвалидами в стране и  республике

В России в настоящее время проживает около 500 тысяч семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.

В Республике Адыгея 1426 детей-инвалидов от 0 до 17 лет (по данным Министерства труда и социального развития Республики Адыгея на 1 января 2010 года). Основными ограничениями жизнедеятельности являются:  ограничение способности адекватно вести себя – 42,6%, нарушение способности передвигаться – 27,8%, общаться с окружающими – 15,2%. Такие дети требуют  особой заботы и, в подавляющем большинстве случаев, мамы особых детишек вынужденно переходят в положение домохозяек. Растить ребенка, имеющего серьезные проблемы со здоровьем, и одновременно ходить на работу практически нереально. Так семья лишается одного из источников дохода.

По данным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ситуация усугубляется нестабильностью семейных взаимоотношений, связанных с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в шок. При этом в 50 процентах случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. 32 процента отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде.

По данным официальной статистики,  расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового, при этом 72 процента семей с детьми-инвалидами имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Но, как сказано выше, не только  материальные трудности испытывают семьи с детьми-инвалидами. Само по себе наличие особого ребенка в доме является постоянно действующим стрессогенным фактором и влияет на все сферы жизнедеятельности. Очень часто родители детей-инвалидов оказываются выключенными из привычного круга общения, семья становится изолированной от общества. Несколько лет назад  в республике была разработана и реализована программа, направленная на организацию поддержки семей с детьми инвалидами, посредством включения семей в систему дополнительного профессионального образования и в дальнейшем организации т.н. малых предприятий. Проект получил название

«Смежная профессия» и  прошел конкурсный отбор  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта: оказание материальной, организационной и морально-психологической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями через овладение родителями смежной специальностью и возможностью работы в домашних условиях, совмещая с уходом за ребенком-инвалидом.

Задачи проекта:

  1. Организация обучения родителей детей-инвалидов смежным специальностям, которые позволят им трудиться в домашних условиях, получать заказы, иметь дополнительный заработок.
  2. Поиск заказчиков для тех, кто овладел смежной специальностью.
  3. Оказание морально-психологической поддержки родителям и детям.
  4. Организация выставок и выставок-распродаж в сети магазинов по месту проживания или в столице с возможностью благотворительной распродажи изделий, выполненных в семьях инвалидов.
  5. Подключение детей к работе родителей по смежной специальности. Организация семейного бизнеса.

Проект дает возможность поддержки семей с детьми-инвалидами через профессионально-образовательную, реабилитационную деятельность. Родители в соответствии с проектом осваивают смежную профессию и могут совместно с другими членами своих семей организовывать малые предприятия. В эту работу могут включаться, по возможности, и дети-инвалиды.

Помимо освоения смежной профессии, семьи имеют возможность получить материальную поддержку в Центрах занятости населения   в объеме десяти минимальных окладов для организации собственных малых предприятий, что может существенно повысить материальное благосостояние участвующих в проекте.

Работа по проекту проводиться в  несколько этапов:

-  предварительная, подготовительная работа;

-  обучение родителей смежной профессии;

- организация малых предприятий, включение детей-инвалидов в творческую профессионально-образовательную деятельность.

На предварительном этапе проводится:

- аналитическая работа;

- обследование семей с детьми-инвалидами;

- формирование групп для работы по проекту;

-  подготовка материальной базы: оборудование учебных классов, мастерских, приобретение  необходимых материалов и реквизитов.

По результатам работы составляется карта обследования и индивидуальные программы работы, в том числе с детьми-инвалидами.

На первом этапе проводятся подготовительные занятия, во время которых специалисты центра совместно с родителями и детьми-инвалидами организуют методические мастер-классы, изучают современные методики и технологии практической работы по специальностям, а также реабилитационным технологиям.

Важно учесть и максимально отразить интересы и возможности семей с детьми-инвалидами во время подготовительной работы, чтобы в дальнейшем не возникли конфликты и недоразумения.

По проекту «Смежная профессия» были сформированы четыре учебные группы по специальностям  парикмахер, швея, специалист  декоративно-прикладного  искусства, оператор ПК.

Большим преимуществом профессиональной подготовки родителей детей-инвалидов в Красногвардейском центре социальной помощи семье и детям является возможность  совместного пребывания родителей и детей в учреждении. Пока родители осваивают смежную профессию, их дети проходят курс медико-психолого-педагогической реабилитации в условиях отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями, принимают участие  в  практической работе родителей, в конкурсах творческих работ.

Республиканский семинар «Обучение родителей детей-инвалидов смежным профессиям с возможностью работы в домашних условиях»

Стартом работы по проекту «Смежная профессия» стал республиканский семинар, организованный Государственным учреждением Республики Адыгея «Красногвардейский центр социальной помощи семье и детям» для родителей детей-инвалидов и специалистов учреждений, участвующих в проекте.

Программа семинара:

1.   Пленарное заседание (конференц зал)

2. Установочное занятие (выставочная экспозиция,  учебные  мастерские)

2.1 Мастер-класс для участников семинара, специалисты ГУ РА  «Красногвардейский  центр социальной помощи семье и детям»:

2.2 Организационно-деятельностная игра (составление бизнес-плана «Моя  смежная профессия»)

3.   Подведение итогов

4.  Работа консультационного пункта

На установочных занятиях был скорректирован формат дальнейшего взаимодействия участников проекта, определены графики работы, условия, проблемы и возможные барьеры, а также пути их преодоления. В соответствии с темой проекта психолог и руководители групп составили совместно с участниками проекта индивидуальные программы работы родителей по профессиональной ориентации и реабилитации семей и детей-инвалидов. В этой работе были использованы материалы предварительного исследования, проведенного в семьях (анкеты (Приложение1), карты обследования), составлены единая программа и график работы с учетом положения семей, их возможности участия в проекте, заболеваний детей и ряд других показателей.

Одновременно с мастер-классами проводилась  мотивационная работа в виде бесед, в том числе по методикам совместной работы по профессиям с детьми-инвалидами в семьях, выставки и фотовыставки работ мастеров по декоративно-прикладному искусству, парикмахерскому и швейному делу, встречи с инвалидами и детьми-инвалидами, достигшими успеха в творческой деятельности, встречи с успешными предпринимателями.

В заключение  были сформулированы важнейшие методические направления для работы психологов, специалистов центра, специалистов социальных учреждений, родителей, выделены методики проведения работы.

Выделенные методики:

  1. Методика составления карты обследования;
  2. Методика проведения установочного занятия по теме «Смежная профессия»;
  3. Методика организации мастер-классов с родителями и детьми-инвалидами;
  4. Методики по специальностям (освоение профессии) швея, парикмахер, специалист декоративно - прикладного искусства, оператор ПК.

Работа в группах по специальностям

Для представления работы по проекту выделены  4 специальности:

- парикмахер;

- швея;

- специалист  декоративно-прикладного искусства;

- оператор ПК.

Срок обучения 3 месяца. По окончании обучения родители-участники проекта получили свидетельства о присвоении квалификации по специальности.

Работа по специальности «парикмахер»

Руководитель группы: инструктор по труду Красногвардейского центра социальной помощи семье и детям В.Н. Стаценко (стаж работы по профессии парикмахер 21 год, стаж работы в центре 5 лет). Курс обучения прошли  21 человек. В программу обучения вошли:

  1. Собеседование.
  2. Проведение показательных мастер-классов.
  3. Проведение ознакомительно-подготовительного курса.
  4. Проведение основного практического курса.
  5. Дипломная работа и аттестация.

В процессе обучения были освоены основные модели мужской и женской стрижек, химическая завивка, укладка волос, вечерние и свадебные прически, а также художественный маникюр.

Результаты работы

Пять семей по бизнес-плану организовали работу дома и по вызовам,  шестнадцать человек работают дома и готовятся к организации индивидуальных предприятий. По последним данным, в семьях, где работают дома и по вызовам, произошло пополнение семейного бюджета на четыре – пять тысяч рублей в месяц.

Работа по специальности «декоративно-прикладное искусство»

Руководитель: педагог дополнительного образования Е.В. Чувилка (стаж по профессии 25 лет, в центре 9 лет). Курс обучения прошли  6 человек.

В программу обучения вошли:

В процессе обучения участники проекта подготовили художественную выставку декоративно-прикладного искусства, которая экспонировалась в Республике Адыгея и была представлена на Всероссийской выставке-форуме, организованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в г. Казани в сентябре 2010г.

Результаты работы

По завершении практической работы, в соответствии с бизнес-планами из шести участников проекта два человека организовали собственное семейное производство, в котором принимают участие дети-инвалиды.

Работа по специальности «швея»

Руководитель: инструктор по труду  Красногвардейского центра социальной помощи семье и детям  Т.А. Александрова  (стаж работы 21 год). По специальности прошли обучение 20 человек. В программу вошли:

По завершению обучения участники проекта представили членам аттестационной комиссии готовые швейные изделия: ламбрекены и шторы.

Результаты работы

Две семьи организовали профессиональную работу по изготовлению штор и ламбрекенов на дому, в месяц семейный бюджет пополняется от трех до семи тысяч рублей.  Трое участников принимают заказы на мелкий ремонт одежды, что также помогает увеличить доход семьи от одной до двух тысяч рублей. Остальные участники проекта используют полученные знания и навыки для пошива и ремонта одежды членам семьи.  Преподаватель  по специальности отслеживает профессиональный рост своих подопечных, и оказывает консультативную и практическую помощь в решении возникающих вопросов.

Работа по специальности «оператор ПК»

Руководитель: программист Красногвардейского центра социальной помощи семье и детям А.П. Овчинников. Прошли обучение 8 человек.  В программу обучения вошли:

Результаты работы

Пять участниц проекта  используют полученные знания, работая в домашних условиях, совмещая работу с уходом за ребенком-инвалидом. Три участницы проекта смогли сохранить прежнее место работы, благодаря приобретенным  навыкам работы с компьютером.

Психологическое сопровождение участников проекта

В течение всего времени обучения психолог осуществлял наблюдение за участниками проекта, оценивал их морально-психологическое состояние,  оказывал психологическую поддержку.

Для определения мотивации достижения проведена диагностика потребности в достижении поставленных целей.

Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало – является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

По результатам диагностики потребности в достижении поставленных целей (Приложение 2) 40% участников проекта имели низкий уровень мотивации, 45% - средний, 15% - высокий.

Для определения  наличия  качеств, способствующих  успешному становлению и развитию  бизнеса, было проведено тестирование (Приложение 3). По результатам тестирования 14 человек  (25 %)  имеют необходимые качества для открытия своего бизнеса  и возможность добиться в нем успеха,  39 человек  (71 %)  нуждаются в помощи  построения своего бизнеса, 2 человека  (4%) не имеют качеств,  необходимых для достижения успеха при запуске своего бизнеса.

Психологом проводилась индивидуальная и групповая работа по коррекции выявленных в ходе исследований таких психологических проблем,  как застенчивость, необщительность, нерешительность, страх перед трудностями, низкая самооценка. Также  на  занятиях проводились орг-деятельностные игры, в ходе которых участники проекта учились планировать свою профессиональную деятельность, составлять бизнес-проекты (Приложение 7).

В результате проведенной работы у родителей детей-инвалидов отмечается развитие коммуникативных и деятельностных навыков, повышение самооценки и уровня притязаний. По результатам повторной диагностики потребности в достижении поставленных целей  9 % участников проекта (5 чел) имеют  низкий уровень мотивации, 59%  (32 чел) - средний, 32% (18 чел) - высокий. Данные результаты показывают, что за время работы по проекту улучшилось морально-психологическое состояние  участников, появилась уверенность в собственных силах, желание изменить свою жизнь к лучшему и, главное, понимание того, что для этого нужно делать.

Итоги реализации проекта

В проекте «Смежная профессия» приняли участие 55 семей  из Республики Адыгея: жители  Красногвардейского, Шовгеновского, Тахтамукайского районов, и города Майкопа. В рамках проекта 55 родителей детей-инвалидов прошли обучение тем профессиям, которые можно применять в домашних условиях, совмещая работу с уходом за ребенком инвалидом: парикмахер, швея, специалист по декоративно-прикладному искусству, оператор ПК. По результатам опроса участников проекта, проведенного специалистами Красногвардейского центра социальной помощи семье и детям,  27%  респондентов ответили, что сразу по окончании обучения стали использовать полученные знания, умения и навыки в  практической работе по оказанию услуг населению. При этом размер дополнительного дохода к семейному бюджету составляет от одной тысячи до семи тысяч рублей в месяц. В остальных семьях первичные расчеты показали, что как минимум на 10-20% сократились расходы семьи на стрижку детей и членов семьи, на ремонт и пошив одежды, а в тех семьях, где родителей обучали декоративно-прикладному искусству, наметилась работа на рынок. Специалисты Красногвардейского центра социальной помощи семье и детям регулярно организуют выставки-распродажи изделий ручной работы, выполненные детьми-инвалидами и их родителями.

Перспектива проекта - в развитии малых семейных предприятий,  таких как, парикмахерская на дому, мастерская по ремонту и пошиву одежды, мастерская  по изготовлению декоративных изделий ручной работы, что позволит семьям иметь дополнительный доход, вовлекать в процесс работы ребенка-инвалида.

Как утверждают специалисты, наиболее эффективно процесс реабилитации детей-инвалидов проходит в семье рядом с родителями и другими ее членами. Проект «Смежная профессия» дает возможность не только обучить родителей востребованным профессиям, но и проводить с помощью родителей профессионально-образовательную реабилитацию детей-инвалидов, имеющих различные психосоматические ограничения и проблемы. В отличие от реабилитации детей-инвалидов в социальных учреждениях, реабилитация в домашних условиях, как правило, имеет значительно меньше негативных побочных явлений (конфликтов со сверстниками, психологических стрессов и др.) и проходит быстрее и эффективней. Специалисты считают, что в домашних условиях, работая по одинаковым программам, затрачивается от двадцати до сорока процентов времени меньше, чем при работе в условиях социальных центров.

В результате активного включения в посильную трудовую деятельность,  у ребенка появляется интерес к труду, чувство радости от того, что может быть полезен, уверенность в своих силах. Социализация в рамках семьи, как правило, улучшает внутрисемейные отношения.

Отзывы родителей детей с ограниченными возможностями, принявших участие в проекте «Смежная профессия»

«Спасибо большое Фонду! Я получила хорошую специальность. Мои дети и мой муж помогают мне в работе. Семья стала крепче и дружней. За последнее время у нас также появилось много новых знакомых и единомышленников»

Марина Нейн, мама ребенка с ДЦП

 

«Выражаем большую благодарность коллективу Государственного учреждения Республики Адыгея «Красногвардейский  центр социальной помощи семье и детям» за умелую организацию проведения курсов по получению дополнительного образования родителей детей-инвалидов. За время обучения на курсах мы научились приемам красивого и модного оформления окон и дверей, подбора материала и цвета, расчета ткани, ремонта одежды. Навыки, полученные на занятиях, помогут самостоятельно решать множество бытовых семейных проблем».

Группа швей

«Спасибо руководителю группы парикмахеров за доброжелательное и сердечное отношение к нам, возможность приобретения навыков стрижки, укладки, маникюра. Желаем здоровья,  творческих успехов».

Группа парикмахеров

Заключение

Реабилитация, по определению ВОЗ, это «комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления  больного (инвалида) к деятельности на максимально возможном для него уровне». Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы в соответствии с доминирующей биопсихосоциальной моделью инвалидности дает следующее определение реабилитации: «Реабилитация инвалидов – совокупность мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их социальной интеграции». Оба эти определения оптимально учитывают не только состояние, но и интересы инвалида в обществе.

Конечно, реабилитация детей имеет свои особенности, тем не менее, основные цели и задачи, в основном, совпадают.

Реабилитология как наука занимается восстановлением жизненных способностей инвалидов. В настоящее время она представлена направлениями:

- медицинским;

- спортивным (медико-ориентированым);

- психофизическим;

- социально-психологическим;

и в меньше степени:

- социокультурным, средствами искусства;

- духовно-культурным, профессионально-образовательным.

Практический опыт работы показывает, что комплексное сочетание разных реабилитационных технологий и методик дают наиболее эффективные результаты в восстановлении психофизических и функциональных возможностей, и в оптимизации жизнедеятельности инвалида. Проект «Смежная профессия» выделяет  профессионально-образовательную и социокультурную реабилитацию как доминирующие направления в реабилитации.

Профессионально-образовательная реабилитация среди других направлений является наиболее перспективной. Она может проводиться через непосредственную профессиональную подготовку детей-инвалидов, а так же с помощью родителей, освоивших на курсах дополнительного профессионального образования одну из профессий, которой затем они могут обучать своих детей. Именно в этом направлении может максимально реализоваться творческое развитие ребенка-инвалида в семье.

Творческая деятельность как никакая другая форма деятельности человека оказывает огромное положительное влияние на психофизическую и социальную реабилитацию инвалида, усиливает социальную активность, мобилизует и направляет все резервные системы организма на преодоление недугов и других негативных воздействий, как внутренних, так и внешних.

Творческий процесс в любой сфере деятельности, а тем более в области декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, художественных народных промыслов может преобразить человека. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, обретет в культуре и через культуру, в творчестве поддержку, опору в себе и обществе.

Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов в любой сфере творческой деятельности, молодой человек-инвалид по-новому осознает себя, видит перспективу и жизненную мотивацию, перестает быть «социальным изгоем», изменяет образ жизни, состояние и положение в обществе.


10 февраля 2017 года в Майкопе на базе  республиканской  Художественной школы  был проведен республиканский  семинар  со специалистами  всех социально-реабилитационных центров Адыгеи, на котором были определены задачи дальнейшего сотрудничества со специалистами Национальной Инва-Академии искусств..

Республиканский семинар

«Обучение родителей детей-инвалидов смежным профессиям с возможностью работы в домашних условиях»

 

Пленарное заседание

Подведение итогов мастер-классов. Выступление президента Национальной Инва-Академии Галкина Н.Н.

Работа  группы по специальности «Швея»

Обучение навыкам декоративно-прикладного искусства

Занятие по специальности «Оператор ПК»

Работа  группы по специальности «Парикмахер»

Включение в творческую деятельность детей

 

Выставка-распродажа изделий, выполненных детьми-инвалидами и их родителями

Министр труда и социального развития Республики Адыгея Н.С.Широкова на выставке-распродаже изделий, выполненных в семьях с детьми-инвалидами

Учредитель благотворительного фонда «Обереги будущее» известная актриса Ольга Будина с участниками проекта «Смежная профессия»

Всероссийская выставка-форум «Вместе – ради детей!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Выставочная экспозиция изделий, выполненных в ходе реализации проекта «Смежная профессия»

Мастер-класс педагога дополнительного образования  по теме «Обучение родителей детей-инвалидов приемам и методикам декоративно-прикладного искусства»

 

Скачать брошюру в формате ПДФ